Цель деятельности

Педагог-психолог- Тарабыкина-Юшкова Инесса Николаевна

Социальный педагог- Вартелецкая Наталья Евгеньевна


Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности образовательного учреждения. Деятельность социально-психологической службы школы ориентирована как на учащихся и их родителей, так и на административных и педагогических работников, их социально-психологическую поддержку.
Основной целью деятельности службы является социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. Социально-психологическая служба осуществляет деятельность, руководствуясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребёнка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Одна из задач социально-психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребёнка отдали именно в эту школу.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.

Социальный педагог.  Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.   

Задачи службы:

  • защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
  • комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
  • участие в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
  • развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей;
  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
  • психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) учащихся и педагогам;
  • консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей;
  • профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;
  • участие в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, экспертизе образовательных программ и проектов и иных средств обучения.

Направления работы службы:

1.Социально-педагогическое и психокоррекционное. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Установление контакта с семьёй, организация педагогического просвещения родителей, помощь семье в воспитании и обучении ребёнка. Деятельность по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания, планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы. Оказание помощи ребёнку в устранении причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и учёбу.

2.Социально-правовое. Психологическое и социально-педагогическое консультирование. Объединение различных специалистов и организаций для решения проблем ребёнка, защиты его прав. Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь обучающимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.

3.Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся. Обобщение и распространение положительного опыта передовых педагогов в работе с «трудными» детьми. Предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асо­циального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.

4. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности. Психолого-педагогическое и социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения воз­можных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

5.Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи. Изучение ребёнка (отношений в семье, школе, дворе). Исследование проблем социального воспитания в разных социальных сферах. Проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.

6. Организационно-методическая деятельность. Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию; участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации, участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.

Взаимодействие внутри службы:

Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы продлённого дня с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику.

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям тревожного ребенка >>

 КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Подростковый кризис» >>

 ПАМЯТКА для родителей >>

 РЕКОМЕНДАЦИИ учителям по обучению детей с ОВЗ >>

 РОЛЬ родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ >> 

 РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию детей  с ОВЗ и особыми образовательными потребностями >>

 СОВЕТЫ родителям, воспитывающим детей с ОВЗ >>

 ПРИНЦИПЫ семейного воспитания детей с ОВЗ >>