Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»

что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

ССЫЛКИ НА ЗАПИСИ ВЕБИНАРОВ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Математическая грамотность (посмотреть)
Читательская грамотность (посмотреть)
Естественно-научная грамотность (посмотреть)
Креативное мышление (посмотреть)
Глобальные компетенции (посмотреть)
Финансовая грамотность (посмотреть)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Открытый банк заданий по оценке читательской грамотности обучающихся (V-IX классы)

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности (Интернет-ресурсы)

Письмо ЦОМКО

Приказ МОНМ РК

Письмо МОНМ РК

Письмо Минпросвещения 1

Письмо Минпросвещения 2

Оценка функциональной грамотности

Семинары по Функциональной грамотности

Нормативная база

Приказ № 377 Функциональная грамотность

Дорожная карта

Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS, поэтому у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

13-19 ноября состоялся мониторинг функциональной грамотности по математике  для учащихся 8-9 классов нашей школы. Учителя Зуб Л.В., Ягьяева Э.С. ознакомили ребят с этой программой и провели тестирование, в заданиях которых нужно было применить математические знания в жизненных ситуациях. Ребятам очень понравились задания прикладного содержания.

Неделя естественнонаучной грамотности в школе!

 В целях повышения функциональной грамотности обучающихся на базе МОУ «Школа-гимназия №6» ученики 8-9-х классов приняли участие в диагностической работе по естественнонаучной грамотности, используя электронный банк заданий «Российской электронной школы», разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

  • научно объяснять явления;
  • понимать особенности естественнонаучного исследования;
  • научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

     Все мероприятия были проведены согласно плану:

1. Викторина в 8-9 классах «На перекрёстке естественных наук»;

2. Диктант в 8 класссах «Знаток терминов»;

3. Мониторинг по функциональной грамотности на платформе «Российской электронной школы» в 8-9-х классах;

4. Круглый стол по географии в 5-х классах «Кругосветные путешествия»;

5. Научно-практические конференции по биологии, химии, географии;

6. Викторина «Знатокам биологии и химии»;

7. Конкурс плакатов по экологии.

     Так, например, в диагностической работе приняли участие 29 учащихся 8-х и 35 учащихся 9-х классов школы. Всего выполнили задания – 64 человека, причём около 40% учащихся выполнили задания на высоком и повышенном уровнях.

    «Диагностическая работа содержала не просто тестовые задания. В процессе их выполнения  ребятам надо было рассуждать, приводить аргументы, обосновывать ответы. Такой опыт для них был очень интересен и полезен», — отметил учитель географии Лисюк Д.В.

     Пожелаем ребятам дальнейших успехов в учении и достижения высоких вершин в естественнонаучном познании окружающего нас мира!

С 20 по 24 ноября 2023 года в МОУ «Школа-гимназия № 6» прошла неделя финансовой грамотности. Цель – заинтересовать обучающихся темой финансовой грамотности, мотивировать к повышению своего уровня знаний и рационализации поведения. В рамках недели было проведено мероприятие в 10-11-х классах «Осторожно! Финансовые мошенники!». На уроке обучающиеся узнали, как противостоять мошенникам, правила личной финансовой безопасности, а также кибербезопасность: правила безопасных покупок в интернете.

Также в течение недели обучающимися 7-11-х классов было посмотрено ряд онлайн-уроков в рамках проекта «Онлайн-занятия по финансовой грамотности», организатором которого является Центральный банк Российской Федерации: «Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве», «Платить и зарабатывать банковской картой», «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами», «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», «С деньгами на «Ты» или зачем быть финансово грамотным?», «Облигации. Что это такое и как на них заработать?».

Обучающиеся 1-4-х классов приняли участие в ДОЛ-игре «Шаги к успеху».

С 07.11. по 13.11.23 В МОУ «Школа-гимназия №6» проводилась неделя читательской грамотности и креативного мышления для учащихся 8-9 классов. Для обучающихся были проведены внеклассные мероприятия «Что? Где? Когда? Игра состояла из двух частей, викторина «Путешествуем по страницам книг», тренинг «Тайны русских орфограмм», викторина «Мои любимые классики».  Ребята соревновались в своих умениях, основанных на знании художественных текстов, умении анализировать стихи. Проведенные мероприятия способствовали совершенствованию читательской компетенции, осознанию обучающихся себя как грамотных читателей, активных пользователей источников информации.