Итоговое сочинение

Итоговое сочинение (изложение) 2023/2024

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.10.2023 № 1665 Места регистрации на итоговое сочинение (изложение) 2023/2024 учебный год 

Приложение 1 к приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.10.2023 № 1665  Места регистрации на итоговое сочинение (изложение) для выпускников текущего учебного года и ответственные за организацию и проведение итогового сочинения (изложения) в образовательной организации

Приложение 2 к приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.10.2023 № 1665  Места регистрации на итоговое сочинение (изложение) для обучающихся среднего профессионального образования и выпускников прошлых лет и ответственные за их регистрацию

Место регистрации участников  на итоговое сочинение (изложение)

для выпускников 11- х классов  МОУ «Школа-гимназия №6» на 2023/2024 учебный  год  

Наименование пункта регистрацииАдрес пункта регистрацииОтветственный за проведение  регистрацииНомер контактного телефона
МОУ «Школа-гимназия №6»296108, Республика Крым,г. Джанкой,ул. Ленина, 46, кабинет заместителей директора по УР (2 этаж)Сандлер Марина Александровна+79787716028

Итоговое сочинение (изложение) для обучающихся 11-х классов  2023/2024 учебного года будет проведено в следующие сроки:

  — 6 декабря 2023 года;

 — 7 февраля 2024 года;

 — 10 апреля 2024 года.

Даты   проведения и  регистрации  для участия в написании итогового сочинения (изложения) выпускниками 11-х классов

(регистрация осуществляется не позднее, чем за две недели до начала проведения каждого этапа):

   —   1 этап:   до 22.11. 2023 года;

  —  2 этап:  до 24.01. 2024 года;

  —  3 этап:  до 27.03. 2024 года

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации


Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением
примера (-ов) из литературного материала.
Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.


Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Разделы и подразделы


1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4. Язык и языковая личность

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном
поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного
пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи;
— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем
вкладе в общественный прогресс;
— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений
и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта,
ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях
или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой
культуре;
— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения
великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными
датами);
— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с
историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти,
сохранения традиционных ценностей;
— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

КАЖДЫЙ КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ ШЕСТЬ ТЕМ – ПО ДВЕ ТЕМЫ ИЗ КАЖДОГО РАЗДЕЛА БАНКА:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет
опираться в своих рассуждениях); нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам. Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Итоговое изложение

Итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения. Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.
БАНК ИЗЛОЖЕНИЙ размещается в открытом доступе на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ».

В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014-2023 годах.

ТЕКСТЫ РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО ТРЕМ РАЗДЕЛАМ С УЧЕТОМ ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Раздел 1. Нравственные ценности
Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.
Раздел 2. Мир природы
Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.
Раздел 3. События истории
Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники,
а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного
и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.
Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов.

Текст для итогового изложения не превышает объем 300 – 380 слов и соответствует определенным требованиям.

Текст должен:
— обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);
— быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (описание и рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);
— быть понятным для обучающихся с ОВЗ (текст должен быть написан в привычном стиле с опорой на несложный синтаксис, включать минимум слов со значением звука, с переносным значением);
— соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, не должен строиться на сказочных или фантастических сюжетах);
— обладать воспитательным потенциалом: содействовать формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров;
— быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть ироничным).

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы


Информационные листки ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования»

 



Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) для выпускников текущего учебного года

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) для выпускников прошлых лет


СХЕМА

движения материалов итогового сочинения (изложения)

1.           Участнику выдаётся файл (конверт), содержащий один комплект бланков итогового сочинения (изложения), состоящий из одного регистрационного бланка и четырёх односторонних бланков записи,  два двойных проштампованных листа черновиков и инструкция для участников итогового сочинения (изложения).

2.           Перед началом выполнения работы участник заполняет регистрационный бланк и поля “Код региона”, “Код образовательной организации”, “Класс”, “Место проведения”, “Номер кабинета”, “Дата проведения”, “Код вида работы”, “Наименование вида работы”, “Номер темы”, “ФИО участника” всех бланков записиВсе поля, где есть клеточки, заполняются аккуратно печатными буквами. Поле “ФИО участника” на бланках записи клеточек не имеет и заполняется прописью.

3.           Значение поля “Код региона”– 82.

4.           Значение полей “Код образовательной организации” и “Место проведения” совпадают. В них необходимо написать код ОО. Например, код ОО “22212” (код ОО заполняется с лидирующими нулями “022212”).

5.           Значение поля “Класс” – необходимо написать номер и букву, если буквы нет, клеточка не заполняется, а только номер класса.

6.           “Номер кабинета” – цифровое поле. Кабинеты, используемые в школе для проведения сочинения (изложения) нумеруются последовательно, начиная с 1. Номер кабинета имеет четыре цифры. Например, аудитория “1” обозначается “0001”

7.           “Дата проведения экзамена” – 03-02-16

8.           “Код вида работы” 20 для сочинения и 21 для изложения.

9.           “Наименование вида работы” – СОЧИНЕНИЕ или  ИЗЛОЖЕНИЕ.

10.      “Номер темы” – трехзначное число.

11.      “Количество бланков” – ЗАПОЛНЯЕТСЯ ОРГАНИЗАТОРОМ по завершению итогового сочинения (изложения) в присутствии участника. Указывается число бланков записи, подлежащих проверке, то есть, все бланки записи, которые не являются пустыми и содержат записи участника.

12.      В случае порчи регистрационного бланка участнику выдаётся резервный комплект бланков (новый бланк регистрации и новые бланки записи). Испорченный комплект изымается в испорченные материалы.

13.      Участники выполняют работу на черновиках.

14.      Участники переносят работу в бланки записи.

15.      В случае порчи бланка записи последний изымается в испорченные материалы, в этом случае участнику выдается дополнительный бланк записи.

16.      При заполнении всех бланков записи, имеющихся в наличии, участник просит дополнительный бланк записи.

17.      Организатор, убедившись, что предыдущие бланки записи заполнены, выдаёт участнику дополнительный бланк записи. При этом организатор лично переносит в поле “код работы” дополнительного бланка код работы комплекта участника и контролирует заполнение участником всех полей шапкидополнительного бланка.

18.      По окончании выполнения работы участник сдаёт все материалы организатору.

19.      Организатор в присутствии участника откладывает в отдельную стопку черновики, в отдельную стопку неиспользованные бланки записи.

20.      Организатор в присутствии участника контролирует заполнение всех полей использованных (подлежащих проверке) бланков. Все поля шапки всех использованных для выполнения работы бланков обязательны для заполнения. При обнаружении незаполненного поля организатор обязан вернуть работу участнику для до заполнения.

21.      Организатор в присутствии участника контролирует последовательность нумерации бланков записи и дополнительных бланков записи (поле “Лист №”) и в случае необходимости прямо в бланках правит нумерацию. Листом №1 является первый бланк записи.

22.      Организатор в присутствии участника заносит в поле “Количество бланков” регистрационного бланка число использованных бланков записи (регистрационный бланк в это число НЕ ВХОДИТ, его считать НЕ НУЖНО).

23.      Организатор ставит прочерк «Z» в незаполненной части последнего использованного бланка записи.

24.      Организатор в присутствии участника складывает в файл комплект, подлежащий проверке. Верхним в комплекте должен лежать регистрационный бланк, затем бланк записи с полем “Лист №1”,  затем бланк записи с полем “Лист №2”, и так далее до последнего использованного участником бланка.

25.      Организатор заполняет соответствующие отчетные формы. В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью.

26.      По завершению экзамена в аудитории организатор передаёт руководителю комиссии по проведению черновики, неиспользованные материалы, испорченные материалы и файлы с работами участников.

27.      Руководитель комиссии по проведению передаёт файлы с работами участников техническому специалисту.

28.      Технический специалист ксерокопирует работы участников и складывает ксерокопии в том же порядке, в котором лежат работы участников, в файлы с ксерокопиями работ.

29.      Технический специалист передаёт руководителю комиссии по проведению файлы  с работами участников и файлы с ксерокопиями работ участников.

30.      Руководитель комиссии по проведению передаёт файлы с ксерокопиями работ участников руководителю комиссии по проверке.

31.      Руководитель комиссии по проверке передаёт файлы с ксерокопиями работ участников экспертам.

32.      Эксперт проверяет ксерокопию работы участника, красной ручкой делает в ксерокопии работы необходимые пометки. Проверив работу, эксперт проставляет в ксерокопии бланка регистрации результаты оценивания и расписывается.

33.      Эксперт складывает ксерокопии работы в файл в том же порядке следования бланков, как и получил.

34.      Эксперт передаёт руководителю комиссии по проверке оцененные комплекты ксерокопий работ.

35.      Руководитель комиссии по проверке передаёт оцененные комплекты ксерокопий работ руководителю комиссии по проведению.

36.      Руководитель комиссии по проведению обеспечивает перенос черной гелевойручкой результатов проверки из ксерокопий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации. Подпись под результатами проверки в оригинале регистрационного бланка ставит лицо, осуществляющее перенос результатов.

37.      Руководитель комиссии по проведению обеспечивает покабинетную упаковку оригиналов работ для отправки на обработку:

37.1                Бланки участников, выполнявших работу в одном кабинетедостаются из файлов и последовательно укладываются в одну стопку. Верхним лежит бланк регистрации первого участника (без всяких привязок, будь то к номеру места или фамилии участников). Следующим за бланком регистрации бланк записи этого участника с номером 1, затем с номером 2 и так далее до конца работы. После работы первого участника в аналогичном порядке располагаются бланки второго участника, затем третьего и так далее. Вся стопка работ участников из одного кабинета помещается в конверт соответствующего формата, не допуская замятия бланков. На конверт наклеивается сопроводительный бланк.

Сопроводительный бланк должен содержать перечисленные ниже поля:

—    Код места проведения – код ОО проведения, заполняется с лидирующими нулями.

—    Краткое наименование территории, например “г. Симферополь”.

—     Краткое наименование ОО проведения, например “СОШ №12”.

—     Номер кабинета (должен совпадать с номером, указанным участниками в бланках).

—     Наименование вида работы – СОЧИНЕНИЕ или ИЗЛОЖЕНИЕ.

—     Количество бланков в пакете – ПОЛНОЕ число бланковпомещённых в конверт, включая бланки регистрации, бланки записи и дополнительные бланки записи.

—     Дату упаковки в конверт.

—     ФИО и подпись сотрудника, производившего упаковку.

38.      Руководитель комиссии по проведению обеспечивает упаковку пакета своей ОО.

38.1                Пакеты бланков из всех кабинетов и формы, распечатанные из РИС «Планирование ГИА» раздел «Отчеты», подраздел «Итоговое сочинение (изложение)» с одной ОО складываются в один пакет с Сопроводительным бланком.

Сопроводительный бланк должен содержать перечисленные ниже поля:

—     Код места проведения – код ОО проведения.

—     Краткое наименование территории, например “г. Симферополь”.

—     Краткое наименование ОО проведения, например “СШ № 3”.

—     Наименование вида работы – СОЧИНЕНИЕ или ИЗЛОЖЕНИЕ.

—     Число кабинетов проведения.

—     Дату упаковки пакета.

—     ФИО и подпись сотрудника, производившего упаковку.

Формы РИС «Планирование ГИА»:

—     ИС-01 Списки распределения участников по ОО (местам проведения);

—     ИС-02 Прикрепление ОО регистрации к ОО проведения (месту проведения);

—     ИС-04 Список участников итогового сочинения (изложения);

—     ИС-05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения);

—     ИС-06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения);

—     ИС-07 Ведомость коррекции персональных данных.

39.      Ответственный за организацию и проведение ГИА по программам среднего общего образования обеспечивает упаковку пакетов ОО своего города/района.

39.1                Пакеты бланков из всех ОО одной территории складываются в одну посылку с сопроводительным бланком.

Сопроводительный бланк должен содержать перечисленные ниже поля:

—     Краткое наименование территории, например “г. Симферополь”.

—     Число ОО проведения.

—     Дату упаковки в посылку.

—     ФИО и подпись сотрудника, производившего упаковку.