КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ и ЧЕМ ЕГО ЗАНЯТЬ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Домашняя изоляция с детьми для многих родителей может стать настоящим
испытанием. Давайте попробуем разобраться, как в период самоизоляции успешно
совмещать выполнение рабочих дел с воспитанием детей (и даже отстоять свое
личное пространство).

В вынужденной изоляции сложно всем: и интровертам, и экстравертам.
Экстравертам не хватает общения, а интровертам — уединения. Сложно
уединиться, когда вся семья всегда дома. Но уединение необходимо, потому что
это условие восполнения энергии. Экстраверты восстанавливают энергию
через общение, поэтому им необходимо осваивать различные форматы онлайн-
общения. А интровертам нужно искать возможность побыть в полном одиночестве,
например, закрывшись ото всех в ванной минут на двадцать.

Карантин вынуждает всех членов семьи быть в тесном контакте 24 часа
в сутки — это лакмусовая бумажка, демонстрирующая качество существующих
в вашей семье отношений. В такое ситуации ярко проявляются слабые места.
Если в семье есть взаимопомощь и поддержка, то на карантине они
проявятся и усилятся, семья еще больше сплотится, чтобы преодолеть трудности.
Если же перечисленных качеств нет, если члены семьи лишь терпят друг друга,
если было привычное сбегание из семьи в работу, в хобби, к друзьям, то семья,
скорее всего, столкнется с серьезным испытанием. Над такой ситуацией
необходимо работать: самое время читать книги по отношениям, искать курсы,
вебинары по этой теме, возможно, обратиться за онлайн-консультацией
к психологу.

Какие могут возникнуть проблемы во время домашней изоляции с детьми и как с ними справиться?

Напряжение и стресс
Одно дело, когда вы дома с детьми, потому что это ваш выбор, и другое —
потому что это вынужденная мера. Возникает состояние стресса, напряжения.
Напряжение ищет выход и может вылиться на членов семьи. Причина агрессии
и точка приложения агрессии далеко не всегда совпадают. Странно злиться
на вирус, который спутал все планы, а вот на детей, которые шумят
и разбрасывают вещи, злиться очень естественно — хотя, конечно, неправильно.
Но так работает психика, если мы не включаем осознанность.

Решение:

1) Находить возможность для рефлексии. Задавать себе вопросы «Что я сейчас чувствую?», «На что направлены мои фоновые мысли?», «Что меня на самом деле тревожит?».

2) Сбрасывать напряжение с помощью физических упражнений, энергичных танцев под бодрую музыку, освежающего душа, самомассажа.

3) Проговаривать свои тревоги с партнером или вести дневник, перекладывая свою тревогу на бумагу, чтобы освободить голову от бесконечного вороха негативных мыслей.

Необходимость совмещать рабочие обязанности с делами по дому

  • это вторая причина, осложняющая эмоциональное состояние во время изоляции.
    Помимо обычных домашних дел и привычной заботы о детях появляются рабочие обязанности. Нужно как-то совместить две роли — родителя и сотрудника на удаленке. А дети в силу возраста могут этого не понимать и воспринимать карантин как обычные выходные.

Решение:
Объяснить детям новые правила, ввести строгие рамки, когда родитель —
просто родитель и когда он «на работе». Дать детям инструкцию, что им можно
делать, пока родитель «на работе».
В этот период, возможно, придется чем-то пожертвовать: порядком
в детской, традицией совместных ужинов (пока один родитель ест с детьми, второй
успевает работать) или своими принципами, разрешив мультики в большем
количестве.

Эмоциональная перегруженность
Запреты вызывают у детей сопротивление и негативные эмоции. «Я хочу
гулять!», «Я хочу в кафе!», «Я хочу в гости к бабушке!», «Я хочу прямо сейчас
пойти за мороженым!». Родители вынуждены это выдерживать. Но их ресурсы
не безграничны.

Решение:
Принимать эмоции, не играя в супергероя, способного в любой ситуации
переключать всех на позитив. Совершенно нормально какое-то время погрустить
вместе с детьми.

Чем заняться с детьми на карантине?

Идти следует от своих интересов. Чем хочется заниматься лично вам и как
к этому подключить детей? При «детоцентрированном» подходе родитель рискует
быстро выдохнуться. Появится ощущение, что целыми днями он обслуживает
интересы детей и не живет своей жизнью. Впрочем, не стоит уходить и в другую
крайность. Важно научиться балансировать между своими желаниями и желаниями
детей.
Обычные дела можно сделать интересной игрой, если перенести
в необычные условия. Например, завтрак устроить не за столом, а на полу
в комнате, назвав это «пикником». И фантазировать на тему, где вы сейчас и что
вокруг вас. А в обед, например, «пойти в кафе» — пусть дети нарисуют меню
и кто-то сыграет роль официанта. Детей можно привлекать к уборке, к лепке
пельменей, к пересаживанию цветов, к рисованию. Почему бы не снять с ребенком
забавное видео или вместе с детьми сделать санитайзер для рук в домашних
условиях? Экспериментируйте и настраивайтесь на позитивный лад, чтобы время,
проведенное с детьми на карантине, приносило удовольствие и оставило после себя
теплые воспоминания.

Шин Людмила Юрьевна

педагог-психолог

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.