ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ-2020

Когда и как пройдет итоговое собеседование

Итоговое собеседование выпускники 9-х классов всех школ будут проходить 12 февраля 2020 года. От результата собеседования зависит, допустят ученика к ГИА или нет. Педагоги оценят ответы школьников по системе «зачет»/«незачет». Ученики, которые получили «незачет», пропустили или не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам, могут пройти собеседование 11 марта и 18 мая.

Плакат «Итоговое собеседование – 2020»

См. pdf

Собеседования девятиклассники проходят в своих школах. Во время ответа ученика ведется аудиозапись. Какие задания должны выполнить школьники – смотрите в таблице.

Задания, которые будут на итоговом собеседовании – 2020

Содержание заданияВремя на подготовкуВремя на ответ
1Прочитать вслух текст длиной до 180 слов2 минуты2 минуты
2Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием2 минуты3 минуты
3Выбрать один из трех вариантов для монологического высказывания: описать фотографию, подготовить повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по одной из проблем1 минута3 минуты
4Поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания0 минут3 минуты

Презентация

На собеседовании проверяют, способен ли ученик:

  • различать стили речи;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы: логичность, последовательность, связность в тексте;
  • выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
  • выбирать и использовать языковые средства, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения;
  • использовать различные виды монолога: повествование, описание, рассуждение;
  • применять различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений;
  • создавать тексты различных стилей и жанров для монолога;
  • соблюдать произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Типичные ошибки учеников в разделе «Выразительное чтение»

В чем ошибаются выпускникиКак избежать ошибок
Не умеют расставлять смысловые акценты во время чтения – не обращают внимания на знаки препинания и абзацное членение текстаПовторить роль знаков препинания в устной речи и их влияние на интонацию. Повторить значение абзацев в тексте. Повторить тему «Ударение». Ввести в уроки обязательное чтение текстов вслух
Допускают орфоэпические ошибки, в том числе в словах, в которых стоит знак ударенияПовторить орфоэпические правила. Повторить словарные слова из раздела учебника «Произноси правильно»
Искажают имена собственные, термины, научную лексикуПовторить тему «Лексикология». Провести интегрированные уроки с учителями истории, географии, химии, физики
Плохо справляются со склонением числительныхПовторить правила по теме «Числительное» из курса 6-го класса

Типичные ошибки учеников в разделе «Пересказ с включением дополнительной информации»

В чем ошибаются выпускникиКак избежать ошибок
Не умеют выделять микротемы текста, не умеют делить текст на смысловые частиПредложить ученикам разделить сплошной текст на абзацы и обосновать выбор. Интегрировать задания на поиск микротем в уроки литературы. Включить в урочную деятельность обязательный пересказ художественных и публицистических текстов
Допускают фактические ошибкиОтрабатывать на уроках смысловое чтение
Невнимательно читают текст, не запоминают информацию, путаются или неправильно понимают части текстаВключить в уроки упражнения с вопросами к тексту
Вместо подробного делают сжатый пересказПовторить виды пересказа. Отрабатывать на уроках структуру и особенности подробного пересказа. Повторить разные виды опорных планов для подробного пересказа текста
Не умеют логично включить высказывание в пересказ. Либо не включают его вовсе, либо включают неправильноПовторить способы цитирования в речи. Напомнить девятиклассникам, что цитату, которую необходимо включить в пересказ, они могут прочитать с листа – заучивать ее не нужно. Отрабатывать на уроках способы включения цитат в подробный пересказ с учетом микротем

Типичные ошибки учеников в разделе «Монологическая речь»

В чем ошибаются выпускникиКак избежать ошибок
Не умеют последовательно строить монологическое высказывание с опорой на вопросыПовторить строение и применение вопросного плана. Отрабатывать монологическую речь по вопросному плану на уроках
Односложно отвечают на вопросы из задания вместо создания цельного текстаНапомнить выпускникам, что вопросы к заданию – опорный план, по которому нужно построить связное высказывание. Отрабатывать на уроках составление монолога по вопросному плану
Допускают речевые ошибки из-за бедного словарного запаса, делают много неоправданных пауз в речиОрганизовать работу девятиклассников в компьютерном классе с микрофонами и наушниками. Тогда они смогут записывать свои ответы на диктофон, прослушивать их, а затем анализировать
Готовят слишком короткое монологическое высказывание из 3–5 фразНапомнить выпускникам про критерий оценки М1 «Выполнение коммуникативной задачи», по которому ученик получит балл, только если приведет не менее 10 высказываний по теме

Опорные карточки для подготовки учеников к итоговому собеседованию


«Как проконтролировать подготовку учеников к итоговому собеседованию». О.Н. Зайцева, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40524/dfas43e56d/?of=copy-bd539210c2