Информация для родителей
С первых дней жизни ребенка на родителях лежит ответственность за то, чтобы ввести его в мир взрослых, то есть приспособить к требованиям, правилам, нормам, порядку этого мира, включая знакомство с множеством ограничений и запретов.
Родителям приходится контролировать и организовывать жизнь ребёнка – они большие, сильные и опытные.
Любой неверный шаг со стороны родителей приводит к тому, что подросток «закрывается», перестаёт делиться своими проблемами и переживаниями или, даже хуже, – уходит в виртуальную реальность. Чтобы предупредить подобное погружение:
- интересуйтесь, что интересно вашему подростку, будь это музыка, компьютерные игры, виртуальное общение, спорт и т.д.; намерение объяснить подростку, что его интересы неправильные приведёт к тому, что он не будет с Вами обсуждать эту тему; если проявить заинтересованность, вникнуть в суть интересов подростка и беседовать об этом, то всегда есть шанс найти понимание и доверие, направить его на правильный путь;
- помните, что любое навязывание мнения подростком воспринимается «в штыки»;
- будьте терпимее, не поддавайтесь соблазну осуждать, это вызывает отторжение у подростка; не стоит пускаться в критику или давить на подростка; наладить нормальные отношения можно, если родители всегда открыты для контакта, готовы выслушать и поговорить; только заслужив доверие подростка, Вы сможете влиять на его позицию разумными аргументами и доводами;
- несмотря на то, что многие подростки дистанцируются от семьи, проводить время вместе необходимо; родителям важно найти те формы времяпрепровождения, которые будут интересны всем (поход на футбольный матч, различные виды активного отдыха и другое);
- слушайте подростка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с событием, о котором он рассказывает; для этого выслушайте ребёнка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал.
Это нужно, для того чтобы:
-подросток убедился, что вы его слышите;
-он может услышать самого себя как бы со стороны и лучше понять себя;
-он убедился в том, что вы его правильно поняли.
- слушая подростка, следите за его мимикой и жестами; иногда дети уверяют, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом; когда слова и мимика не совпадают, верьте мимике, выражению лица, жестам, интонациям;
- поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов: улыбнитесь, обнимите, подмигните, кивните головой, возьмите за руку;
- поощряя подростка, поддерживайте разговор, демонстрируя вашу заинтересованность: «А что было дальше?», «Расскажи мне об этом …».
В настоящее время в подростковой среде набирают популярность интернет сообщества, которые подталкивают детей и подростков к суициду. На что же следует обратить внимание родителям?
Тревожные сигналы:
1. Подросток вялый и постоянно не высыпается (если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу — это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается).
2. Активные, постоянно повторяющиеся рисунки (рисует на своем теле, бумаге, школьной доске и на любом другом предмете китов, бабочек, единорогов или изображает их схематично).
3. Закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере (в переписке с друзьями, на личной стене, есть фразы «разбуди меня в 4.20», «я в игре».).
4. У него меняется режим дня (администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники).
5. Переписывается в социальных сетях с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения. Призывы в социальных сетях: «Хочу в игру!», «Разбуди меня в 4.20.», «Дай мне номер. Дай инструкцию. Я готов в путь вечный. Найдите. Где я?»
6. Отрицание всех моральных ценностей, семьи и школы, в целом отношение к этому миру как к несущественному.
7. Появились на теле увечья (царапины, надрезы). На руках и ногах подростка бывают надрезы F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.
Любите своих детей!
Вартелецкая Наталья Евгеньевна
социальный педагог