Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году

Чтобы подготовить выпускников к сочинению, разъясните им требования и критерии оценки, организуйте тренировочные работы. Посетите уроки и проверьте, как педагоги разбирают со школьниками типичные ошибки и учат заполнять бланки сочинений. Воспользуйтесь готовыми раздаточными материалами для педагогов и памятками для учеников.

ВНИМАНИЕ

Дату итогового сочинения снова сдвинули. Теперь основной срок испытания – 15 апреля. Дополнительные сроки – 5 и 19 мая.

Пока проект приказа о переносе испытания проходит этап общественного обсуждения. Следите за обновлениями в Системе.

Источник: проект приказа Минпросвещения, Рособрнадзора от 17.02.2021.

Как будут оценивать сочинения

Чтобы подготовить выпускников к итоговому сочинению, объясните им требования и критерии оценки. Критерии содержатся в Методических рекомендациях по организации и проведению итогового сочинения (письмо Рособрнадзора от 24.09.2020 № 05-86). Проверят сочинения члены экспертных комиссий. Перед проверкой по критериям члены комиссий оценят объем и самостоятельность написания работы – это два основных требования, которые предъявляют к сочинениям. Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то за сочинение ученик получит «незачет».

Если сочинение соответствует обоим требованиям, эксперты оценивают его по пяти критериям:

Критерии 1 и 2 – основные. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то «незачет» выставят и за все сочинение. Чтобы получить «зачет» за работу, ученик должен получить «зачет» по критериям 1 и 2 и еще минимум по одному из критериев 3–5.

► требование 1. Объем итогового сочинения

Минимальный объем итогового сочинения – 250 слов. Эксперты посчитают все слова, в том числе и служебные. Сочинения, в которых менее 250 слов, проверять не будут. Ученик, который предоставит такую работу, получит «незачет» и за требование 1, и за все сочинение.

Рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов, верхней границы нет. Ориентируйте старшеклассников на объем сочинения в 350–400 слов.

► требование 2. Самостоятельность написания сочинения

Второе требование к итоговому сочинению – самостоятельное написание. Эксперты проверят, не списывал ли ученик, не подменил ли цитатами из произведений и критики собственные мысли. В сочинении допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Максимальный объем цитирования в сочинении не должен превышать объема собственного текста школьника. Если эксперты обнаружат в работе плагиат или чрезмерное прямое цитирование, «незачет» будет выставлен и за требование 2, и за все сочинение.

Предостерегите старшеклассников от списывания. Проконтролируйте, чтобы учителя-словесники включили в список тем для повторения перед сочинением тему «Включение чужой речи в текст».

► критерий 1. Соответствие теме

По этому критерию эксперты оценят содержание сочинения. Ученик должен рассуждать на конкретную тему, а не по направлению в общем, выбрать путь раскрытия темы.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:

  • в работе нет коммуникативного замысла, то есть непонятно, какую позицию по вопросу занял ученик;
  • сочинение не соответствует теме.

В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.

► критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Эксперты оценят, умеет ли выпускник использовать примеры из литературы, чтобы аргументировать свое мнение. В сочинении ученик должен использовать не менее одного литературного произведения. Степень глубины анализа произведения автор сочинения выбирает самостоятельно.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если выпускник:

  • не использовал для аргументации литературный материал;
  • существенно исказил содержание произведения, которое использовал для аргументации;
  • упомянул литературное произведение, но не выстроил на его основе аргумент.

В остальных случаях – «зачет». Если ученику выставят «незачет» по этому критерию, то он автоматически получит «незачет» и за все сочинение.

СИТУАЦИЯ

Сколько произведений нужно использовать в качестве аргумента в итоговом сочинении

СИТУАЦИЯ

Какие дополнительные требования к итоговому сочинению могут быть у вуза

► критерий 3. Композиция и логика рассуждения

По этому критерию эксперты проверят, умеет ли выпускник логично выстраивать рассуждение на заданную тему, понимает ли, как правильно выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если:

  • в сочинении нет тезисно-доказательной части;
  • смысл сказанного нельзя понять из-за грубых логических ошибок.

В остальных случаях – «зачет».

► критерий 4. Качество письменной речи

Эксперты оценят речевое оформление сочинения. Выпускник должен уметь использовать для выражения своих мыслей разнообразную лексику, грамматически правильно строить высказывания, уместно и правильно употреблять термины.

«Незачет» по этому критерию эксперты поставят, если низкое качество речи мешает понять смысл сказанного. В остальных случаях – «зачет».

► критерий 5. Грамотность

По этому критерию эксперты оценят грамотность выпускника. «Незачет» поставят, если на 100 слов сочинения приходится в сумме более 5 грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. В остальных случаях – «зачет».

СИТУАЦИЯ

Можно ли использовать в качестве литературного материала произведения не из школьной программы

Как готовить выпускников к итоговому сочинению

Чтобы подготовить выпускников к итоговому сочинению, педагогам нужно:

  • объяснить выпускникам критерии оценивания и требования к сочинению;
  • разъяснить и проработать тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году;
  • составить и проработать с выпускниками примерные тренировочные темы по направлениям и списки литературы для аргументации;
  • подготовить приемы написания итогового сочинения;
  • провести тренировочные работы;
  • скорректировать подготовку к сочинению по результатам тренировочных работ;
  • научить избегать типичных ошибок в сочинении.

ФИПИ выпустил методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговому сочинению. Документ разъясняет, что к итоговому сочинению учеников нужно начинать готовить с 5-го класса.

Еще ФИПИ опубликовал рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, которые не ведут русский язык и литературу. Ведомство поясняет, что этот документ педагогам стоит использовать не только для подготовки выпускников – но и для других классов.

Скачайте ниже оба документа. Направьте их педагогам школы.

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы

► разъяснить и проработать тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году

Минпросвещения объявило тематические направления итогового сочинения 11-х классов в 2020/21 учебном году. Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Посмотрите ниже тематические направления этого года.

Тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году

  1. Забвению не подлежит. Тематическое направление подразумевает анализ исторических событий, общественных явлений, произведений искусства, память о которых не имеет срока давности.
  2. Я и другие. Тема будет строиться на анализе человека среди людей, проблеме конфликта и понимания, что значит «быть собой».
  3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. В этом направлении выпускникам нужно поразмышлять о культурных запросах, литературных пристрастиях, жизненных оценках, отношениях с семьей и обществом.
  4. Время перемен. В направлении нужно будет раскрыть тему изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
  5. Разговор с собой. Выпускникам нужно будет проанализировать внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе, внутренние переживания, а также тему совести.

Скачайте комментарии экспертов ФИПИ к тематическим направлениям итогового сочинения. Направьте информацию педагогам, чтобы они использовали их для подготовки выпускников.

Комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

► составить и проработать с выпускниками примерные тренировочные темы по направлениям и списки литературы для аргументации

Предложите учителям разработать карточки с возможными темами сочинений и опорной литературой по тематическим направлениям. Скачайте ниже готовые карточки, которые разработали эксперты Системы или шаблон карточки, который педагог может по ходу урока заполнять вместе с учениками от руки.

Памятка по тематическому направлению «Забвению не подлежит»Памятка по тематическому направлению «Я и другие»Памятка по тематическому направлению «Время перемен»
Памятка по тематическому направлению «Разговор с собой»Памятка по тематическому направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»Шаблон памятки для заполнения от руки

Темы сочинений, которые указаны в карточках, – это тренировочные темы, которые подготовили эксперты Системы Завуч в рамках объявленных направлений. Педагоги вашей школы могут использовать эти тренировочные темы или подготовить собственный список.

Реальные темы, по которым школьники будут писать сочинения, разместят на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до начала сочинения по местному времени. Пять тем, по одной из каждого направления, выберут из закрытого списка тем, который разработают эксперты ФИПИ.

СИТУАЦИЯ

Можно ли учителю прокомментировать реальные темы сочинения перед самим испытанием

Поручите ученикам подготовить собственные списки произведений, которые можно использовать как литературный материал в сочинениях по открытым направлениям. Рекомендуйте выпускникам включить в список только те произведения, которые они прочитали сами.

► подготовить приемы написания итогового сочинения

Проследите, как учителя отрабатывают на уроках алгоритм написания сочинения. Порекомендуйте им раздать ученикам памятки.

Памятка для выпускников «Алгоритм написания сочинения»

Также предложите использовать приемы, которые облегчат работу над сочинением. Приемы разделены на две группы: приемы для высокомотивированных и низкомотивированных школьников.

Приемы работы над итоговым сочинением для высокомотивированных учеников
Приемы работы над итоговым сочинением для низкомотивированных учеников

► провести тренировочные работы

Организуйте проведение тренировочных работ. Оптимально провести две тренировочные работы, имитирующие условия проведения экзамена. Первая тренировочная работа покажет, на что нужно обратить особое внимание при подготовке. Вторая – поможет понять, удалось ли ликвидировать пробелы.

► скорректировать подготовку к сочинению по результатам тренировочных работ

Чтобы улучшить подготовку выпускников к итоговому сочинению, предложите педагогу по результатам тренировочных работ скорректировать план подготовки. Педагогу нужно:

  • приучить выпускников считать слова в сочинении;
  • освежить знания выпускников об анализе текста;
  • уделить больше внимания критериям оценки сочинения;
  • научить выпускников управлять временем;
  • составить список «экстренной» литературы;
  • мотивировать учеников.

1. Приучить считать слова в сочинении. Минимальный объем итогового сочинения – 250 слов, рекомендуемый – 350. Не все выпускники представляют себе, как выглядит текст такого объема, поэтому могут недобрать нужный объем сочинения. Чтобы избежать этого, приучите выпускников подсчитывать количество слов во всех письменных сочинениях, эссе, ответах не только на уроках русского языка и литературы.

Подробно расскажите о том, как эксперты будут считать слова. Правила подсчета слов в итоговом сочинении совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, которые пишут в рамках ГИА по русскому языку и литературе. Никакие символы, кроме буквенных, учитывать не будут. Например, «2 человека» учтут как одно слово, а «два человека» – как два. Инициалы с фамилией также считаются одним словом. Еще будут учитывать авторскую орфографию. Например, если ученик напишет «черно белый», то есть слово «черно-белый» с ошибкой, то такое написание зачтут за два слова. Обратите внимание школьников на правила подсчета. Смотрите примеры.

ПРИМЕР

Подсчет слов

2. Освежить знания об анализе текста. Чтобы литературный аргумент засчитали, недостаточно просто упомянуть произведение в тексте сочинения. Выпускник должен проанализировать источник, связать его с основной мыслью и темой сочинения.

3. Уделить больше внимания критериям оценки сочинения. Школьники должны знать, как и по каким критериям будут оценивать их работы. Это поможет выпускникам понять, на что обратить особое внимание в сочинении.

4. Научить управлять временем. Часто выпускники не могут оценить время, которое они потратят на работу. В результате они не успевают переписать сочинение с черновика на чистовик. Если такая ситуация произойдет на экзамене, ученик автоматически получит «незачет».

5. Составить список «экстренной» литературы. Выпускники допускают в итоговых сочинениях много фактических ошибок. Это происходит из-за того, что в качестве литературного аргумента они приводят произведения, которые не читали. Порекомендуйте педагогам подготовить для школьников списки коротких произведений по направлениям. Низкомотивированные школьники успеют прочитать несколько необъемных произведений в короткие сроки, чтобы использовать их материал в сочинении.

ПРИМЕР

Список коротких произведений

6. Мотивировать учеников. Мотивируйте школьников ответственно подойти к работе над сочинением. Некоторые вузы, например МГУ, ВШЭ, РГГУ и др., проверяют итоговые сочинения абитуриентов и могут добавить от 1 до 10 баллов к результатам ЕГЭ по итогам проверки.

► научить избегать типичных ошибок в сочинении

Посетите уроки, чтобы проконтролировать, как идет подготовка выпускников к сочинению. Проверьте, как на уроках учителя разбирают типичные ошибки, которые допускают выпускники в сочинении. Подробнее о том, как контролировать подготовку к итоговому сочинению, читайте в рекомендации.

► фактические ошибки

Описание ошибки. Выпускники часто допускают ошибки в именах и фамилиях авторов, неверно называют жанр произведения, перевирают его содержание, неправильно приводят цитаты из текста.

Как избежать. Объяснить школьникам, что:

  • нужно использовать в качестве примеров только те произведения, которые они прочли сами, а не надеяться на краткие пересказы;
  • если забыли или не уверены в имени автора произведения, лучше ограничиться информацией, в точности которой нет сомнений;
  • если нет уверенности в фактах биографии автора, точном определении жанровой принадлежности произведения, лучше про это не писать;
  • лучше использовать косвенную речь, если не помните цитату дословно, или включить в сочинение только ту часть цитаты, в которой уверены.

► непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом

Описание ошибки. Выпускники должны приводить аргументы, которые подтверждают или раскрывают тезис сочинения. Вместо этого они начинают пересказывать произведение, в котором затронута проблема, или просто упоминают произведения, но не анализируют их содержание.

Школьники не делают переходов от одной композиционной части сочинения к другой или делают их нелогично; не делят текст на абзацы, когда выстраивают композицию сочинения. Ученики путаются в собственном тексте, что может привести к значительному отклонению от темы.

Как избежать. Ориентировать выпускников:

  • выбирать тему сочинения, по которой есть что сказать, есть аргументы;
  • начинать работу над сочинением с составления плана;
  • на этапе составления плана сочинения использовать приемы «Пирамида» и «Лестница»;
  • сформулировать микротемы предполагаемых абзацев;
  • следить, чтобы микротемы были связаны друг с другом;
  • продумать логику переходов от одной композиционной части к другой.

► расширение темы до тематического направления

Описание ошибки. Ученик рассуждает не на тему, которую выбирает из списка, а в рамках целого направления. Такая ошибка характерна для выпускников с низкой мотивацией, которые выучивают куски из готовых сочинений и подменяют ими собственные размышления.

Как избежать. Научить школьников анализировать предложенные темы и выделять в них ключевые слова. На основании ключевых слов школьники должны сформулировать главную мысль сочинения, которая содержит ответ на вопрос темы в свернутом виде.

► употребление клише и штампов

Описание ошибки. Выпускник подменяет логические связи в тексте сочинения клише и штампами.

Как избежать. Освежить знания о том, что такое клише и штампы. Предложить выпускникам тексты, в которых нужно найти и перефразировать клишированные фразы. Напомнить ученикам, что чрезмерное использование в тексте сочинения клише и штампов может привести к «незачету» по критериям «Композиция и логика рассуждения» и «Качество письменной речи».

► слабая аргументация

Описание ошибки. Выпускники не умеют аргументировать свой тезис.Слабые аргументы – это аргументы, которые не соответствуют теме или главной мысли сочинения, не подтверждают ее. Еще один признак слабой аргументации – отсутствие связи между аргументами.

Как избежать. Рекомендовать выпускникам:

  • оценить, подходят ли предполагаемые аргументы для подтверждения и раскрытия главной мысли сочинения;
  • связать аргументы между собой;
  • сопоставить тексты, если для аргументации используется материал двух и более произведений;
  • не использовать аргумент, если есть сомнения в том, что он уместен;
  • не подменять рассуждение по проблеме пересказом прочитанных произведений;
  • следить, чтобы аргументы не противоречили друг другу.

► невнимательность при проверке

Описание ошибки. Школьники так увлекаются содержательной частью сочинения, что у них не остается ни времени, ни сил внимательно проверить свой текст на грамотность и правильность речи.

Как избежать. Посоветовать выпускникам:

Как научить учеников заполнять бланки сочинения

Научите школьников заполнять бланки сочинения. Для этого расскажите о требованиях к заполнению бланков, предостерегите от ошибок.

Бланки заполняются гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета. Каждое поле в бланках заполняется начиная с первой позиции, в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника. Объясните, что небрежное заполнение бланка сочинения может привести к неправильному распознаванию символа при автоматической обработке.

Если ученик не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он оставляет это поле пустым. Прочерки ставить не нужно.

Недопустимо исправление ошибок с помощью ластика, корректора и других средств. Если ученик допустил ошибку, ее нужно зачеркнуть и написать правильный вариант.

Правила оформления бланков регистрации смотрите на рисунке. Нажмите на активные области, чтобы увидеть подсказки.

Правила заполнения бланка регистрации

Бланки записи используются для написания сочинения. Они могут быть двусторонними или односторонними, в зависимости от технического оснащения школы для печати. В комплект участника входят два двусторонних или четыре односторонних бланка записи.

Если используются двусторонние бланки записи, то, когда заканчивается место на одной стороне бланка, участник делает пометку «смотри на обороте» и продолжает работу на другой стороне бланка.

Если ученику не хватило место для записи на основных бланках, он вправе попросить дополнительный бланк. Если ученик не использует основной бланк, но попросит дополнительный и продолжит работу на нем, то эксперт не будет оценивать ту часть работы, которая написана на дополнительном бланке. Обратите на это особое внимание школьников.

Правила заполнения бланка записи


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/bssPhr10/?of=copy-f509629f60


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-c985d9f429


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-766539a68c


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-7367ffd673


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-16090983df


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-abb9daf8b2


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-850d677b20


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-4fbc4f863a


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-3834b57f1b


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-5f85d150b8


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-16b14f046d


«Как подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном годуКак подготовить выпускников к итоговому сочинению в 2020/21 учебном году». Т. Барило, Н. Романова
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/40752/?of=copy-9402c8c3a9

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.